Главная | Контакты
Московский туристический центр

Работа в туризме

Вопросы трудоустройства в туризме.

Интервью с генеральным директором МТЦ «Маримба» Назиным Станиславом.

На сколько сегодня востребована специальность "менеджер по туризму"?

- Хороших специалистов всегда не хватает. Я разделяю их на узкопрофильных и многопрофильных. Многопрофильники, в основном, "обитают" в туристических агентствах и работают с прямыми клиентами по всем направлениям сразу. У нас их еще называют "многостаночниками", потому что они прекрасно разбираются в партнерах, в ассортименте разных видов туризма, ведут заявку "от" и "до", консультируют туристов и разбираются во всех общих вопросах. Среди них особым спросом пользуются те, у кого за плечами немалый опыт работы, рекламные туры, широкий диапазон направлений, высокие объемы продаж и собственная, наработанная клиентская база. Умение работать с людьми, терпение, высокая работоспособность и ответственность здесь играют не последнюю роль. Ведь они каждый день на передовой, в непосредственном контакте с потребителем.
А вот узкопрофильники живут в среде туроператоров. Это могут быть специалисты по бронированию авиа- или ж/д билетов, визовики. Особое внимание хочу уделить специалистам по направлениям, в арсенале которых, как правило, минимальное количество стран. Зато они знают их досконально, владеют ин. языком(ами), находятся в постоянном диалоге с зарубежными партнерами, бронируют напрямую гостиницы, столики в ресторанах, билеты в театры, на концерты или на матчи, арендуют вам машины, яхты и вообще все, что вашей душе угодно за ваши же деньги. Эти ребята могут "кочевать" от туроператора к туроператору в поисках лучшей доли, но в агентства уже никогда не пойдут, другой уровень, понимаете?
В целом, каждый день открываются новые агентства, а туроператоры расширяют список своих направлений, поэтому никто без работы не останется.

Кого из них Вы готовите на своих курсах для новичков?

- Никого конкретно. Мы даем базовые знания, рассматривая особенности работы и тех и других, а что человек выберет для себя потом - решать ему самому.

А Вы не считаете, что 35-ти часов слишком мало для обретения знаний в столь сложной профессии? Да и высшее профильное образование еще никто не отменял.

- Всех знаний за 35 часов, конечно, Вы не обретете, но для погружения в профессию этого вполне достаточно. Давайте сравним.
   Вариант первый. Вы тратите десятки тысяч в год и несколько лет на обучение в ВУЗе. Изучаете массу обязательных, но ненужных дисциплин, учитесь руководить, анализировать, просчитывать и подходите к туризму как бы "извне", "сверху". Получаете долгожданный диплом государственного образца и в результате - оказываетесь элементарно неспособным работать с заказчиком. Как показывает практика, выпускники ВУЗов не могут правильно оформить заявку, грамотно подготовить документы на визы, забронировать тур на сайте оператора, рассказать об особенностях страхования, отеле, подобрать экскурсионную программу и многое другое. У некоторых до сих пор столица Турции – Стамбул, Австралии – Сидней, а США – Нью-Йорк.  Практика в высших учебных заведениях, к сожалению, зачастую только для галочки, а темы дипломных работ вызывают недоумение у практикующих коллег. На наш взгляд, обучение в ВУЗах хорошо сочетать с реальной работой по специальности, получая одновременно и практику и высшее образование.
   Вариант второй. Вы приходите на курсы и сразу погружаетесь в работу. Здесь вам преподносят не то, что навязывает сверху Министерство Образования, а то, что диктует сама жизнь. Вы практически сразу начинаете ориентироваться на рынке услуг, разбираться в юридических аспектах на конкретных(!) примерах, узнаете где моментально найти необходимую информацию, овладеваете ключевыми вопросами в работе офиса и продажах, учитесь бронировать собственными руками и давать грамотные консультации... По окончании курсов Вы уже знаете основные системы бронирования, разбираетесь в поставщиках, в направлениях, в видах туризма, в визовых и страховых вопросах, в офисной документации, владеете профессиональной терминологией и знаете как избежать возможных проблем с клиентом или партнером. И это далеко не полный список.

Звучит неплохо. А что на деле? Можно ли после таких курсов сразу найти работу и как в Туристическом центре помогают своим выпускникам в трудоустройстве?

- Вы абсолютно правильно сформулировали вопрос, именно помогаем! Те, кто 100% гарантирует трудоустройство после своих курсов, скорее всего лукавят. Мы трезво оцениваем ситуацию на рынке и понимаем, что работодатели заинтересованы, прежде всего, в опытных кадрах. Но это не значит, что отрасль не нуждается в "свежем дыхании". Дело в том, что у многих сложившихся профессионалов есть одно приобретенное качество - они слишком амбициозны и знают себе цену, которая, бывает, субъективно завышена. Вот и получается, что некоторым руководителям намного проще взять на работу новичка и научить его "под себя", нежели тратить время на бесконечные доводы в пользу собственных решений. Новичкам доводы не нужны. Они только учатся и впитывают в себя каждый рабочий момент. Для наших выпускников это отличный шанс пройти жизненную школу и набрать необходимую практику. Если мы не будем помогать нашим выпускникам в трудоустройстве, наши курсы потеряют всякий смысл. МТЦ "Маримба" работает в бизнесе и для бизнеса. Подготовка качественных кадров для нас - дело чести и бросать потом людей на произвол судьбы мы не имеем морального права. Поэтому, по окончании базового курса мы предлагаем им следующее:
1. Стараемся консультировать наших выпускников по всем вопросам вплоть до их трудоустройства или начала практики, независимо от того самостоятельно они ищут работу или с нашей помощью. Помогаем им правильно составить резюме, подготовиться к
собеседованию и предупредить "неудобные" вопросы кадровиков.
2. Если выпускник настроен на конкретную работу или хочет подготовиться получше, мы предлагаем ему расширить и углубить свои знания. Для этого тоже есть возможности. Например, бесплатные посещения туроператорских семинаров для работников агентств. В
особых случаях, если человек добросовестно занимался, проявил живой интерес к профессии и серьезно настроен на работу в туризме, мы, с разрешения туроператора, можем направить его в рекламный тур на общих основаниях.
3. Помимо знания направлений, отельной базы и т.п., есть и специфические знания, необходимые в работе многих компаний. Например, программа "Мастер-Тур" или иностранный язык. По желанию, мы направляем и на такие курсы, хотя с "Мастером" мы тоже работаем на практических занятиях.

Кто ваш слушатель? Есть ли особые ограничения?

- Основных требований два: совершеннолетие и нормальное владение компьютером. В остальном, контингент разный. Половина - это люди, решившие приобрести или сменить профессию. Вторая половина - те, у кого вопрос с трудоустройством уже не стоит.
Допустим, если Вы собираетесь открыть свое агентство или оно у Вас уже есть, но нет четкого представления о профессии, то Вы наш клиент.

Думаю, владельцам турагентств понадобятся более широкие знания, чем те, которые даются на курсах для начинающих.

- Безусловно! Но это необходимый этап, согласитесь. Тем более Вас никто не заставляет учиться этому долгие месяцы. Без этого, нанимая готовых менеджеров или наших выпускников, Вы будете иметь обратную картину: они будут учить Вас азам, а это чревато серьезными разногласиями в процессе. К тому же, организация работы офиса, проблемы рекламационного характера, бонусная система, рекламное продвижение агентства, выбор партнеров, отчетность, планирование и много другое лежит именно на плечах руководителей и владельцев агентств.

Так вы учите этому?

- Можем научить, а можем взять некоторые задачи, вызывающие "головную боль" на себя, но уже на правах партнеров. Продвижение агентства, сувенирная продукция, рекламные буклеты, уникальные статьи для вашего сайта и печатных изданий, подбор сотрудников и все, что необходимо для нормального функционирования вашего агентства - это все уже вопросы дальнейшего сотрудничества, а так, есть отдельные курсы для руководителей, конечно.